В любой развитой стране есть не
только законопослушные граждане. Преступность есть везде - однако
далеко не во всей странах она принимает подлинно организованный
характер: когда преступная организация контролирует легальный
бизнес, власть в ней может передаваться по наследству, значение
банде придают даже официальные структуры.
Из всех своих аналогов ("триады"
Юго-Восточной Азии, итальянская мафия, американские гангстеры,
российские "братки") японские якудза - пожалуй, самые
организованные и законопослушные (как это ни странно звучит в
приложении к преступникам). Возможно, это связано с тем, что
верховная власть в Японии всегда ставила своей задачей контроль над
страной, часто закрывая глаза на способы, которыми достигался "мир и
покой".
Полиция и власть контролировали
легальный бизнес, якудза - нелегальный и полулегальный. Якудза не
ссорились с властью, власть неофициально и даже иногда официально
поддерживала их - лишь бы "был порядок". Как же сложилась такая
система? Ответ на этот вопрос, как всегда, нужно искать в истории.
Современные якудза гордо возводят
свою историю к трем группам полукриминальных сообществ средневековой
Японии: городским стражам мати-ёкко, коробейникам тэкия
и профессиональным игрокам бакуто. Рассмотрим отдельно
историю каждого из них.
В основе организации якудза лежит
традиционная для Японии мужская клановая организация: "отец - дети"
и "старшие братья - младшие братья". Глава клана называется оябун
("шеф") или кумитё ("старший начальник"). Он - начальник всех
и над всеми.
Далее в иерархии следуют сайко
комон ("старший советник"), со-хомбутё ("глава
штаб-квартиры"), вакагасира ("второй человек, заместитель"),
фуку-хомбутё ("помощник шефа"). Все они командуют некоторым
количеством банд, и их влияние определяется количеством "подотчетных
штыков". Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его
место.
Также кумитё подчиняются комон
(советники), сингиин (консультанты), кумитё хисё
(секретари) и кайкэй (бухгалтеры).
Непосредственно банды состоят из
старших бригадиров сятэй ("младшие братья"), младших
бригадиров вакасю ("юнцы") и простых якудза. В каждую из них
входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут
входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать
несколько городов.
Существуют и независимые банды, не
входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно -
вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может
вообще.
При приеме в клан совершается обряд
сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки
сакэ. Так они становятся членами одной семьи.
Для узнавания друг друга и отличения
от толпы якудза часто носят значки с "даймон" - эмблемой,
гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон.
В политическом смысле якудза обычно
считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные
ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение
самурайских традиций.
Для якудза очень важно разделение на
якудза и катаги - "лохов", всех, кто не является якудза.
Поскольку якудза возводят свою историю к "защитникам
справедливости", традиционные законы якудза запрещают убивать катаги.
Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается.
Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана.
Разумеется, якудза разрешается
убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда
доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе.
В клан якудза не входят женщины.
Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны
сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё.
Их называют "старшие сестры" (анэ-сан) и иногда с ними
советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины,
особенно не связанные с якудза, считаются "подстилками", и
обращаются с ними соответственно.
Самое главное для якудза - личная
честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят,
когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями,
якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший
себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца,
смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается
ничего не желать для себя и работать только на благо клана.
Взаимопомощь и поддержка друг друга
также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь
клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть "коллегу" считается
большой доблестью.
Кланы якудза с большими традициями
любят изображать из себя защитников обездоленных. Так
Ямагути-гуми, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в
Кобе, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995
года.
Разные кланы и шайки
специализируются на разных бизнесах - это зависит от истории
конкретного клана или банды. Наиболее популярны: рэкет, контроль
проституции, игорный бизнес. Почти любой мелкий или средний
бизнесмен не раз сталкивается с якудза, контролирующими территорию,
на которой он работает.
Более крупные кланы активно
участвуют в политике и финансовой жизни, как незаконно, так и вполне
легально. Они выбивают долги, по заказу срывают собрания акционеров,
отмывают деньги, инвестируют бизнес. Той же Ямагути-гуми принадлежит
один из высочайших небоскребов Кобе.
С давних времен якудза тесно
сотрудничают (хотя иногда и воюют) с преступными группировками
национальных меньшинств: корейцев и китайцев. Последние, в
частности, непременные партнеры якудза по наркобизнесу - на
территории Японии наркотики не производятся, поэтому их приходится
ввозить из-за границы.
В 1992 году правительство Японии
приняло Акт о предотвращении незаконных действий членов преступных
группировок. Помимо прочих мер, этот закон явно запретил "защитный
рэкет", бывший главным бизнесом якудза, и определил понятие
"преступной группировки" (борёкудан), ранее отсутствовавшее в
законодательстве. В частности, к таким группировкам были отнесены,
скажем, любые собрания, более определенного процента членов которых
имеют судимости.
Этот закон вызвал бурю протестов со
стороны якудза, их семей (жены и дочери известных якудза даже
провели демонстрацию в центре Токио) и политиков и юристов,
"прикормленных" якудза. Они упирали, в частности, на конституционные
нормы о свободе собраний и объединений.
Тем не менее, правительство осталось
твердо в своем намерении хотя бы внешне бороться с якудза. В этом
его поддержала и общественность, которой диктат якудза и их
непрошеная "помощь" уже изрядно надоели. За пределами группировок
людей с татуировками и в пижонских костюмах по возможности третируют
- например, не пускают в рестораны и общественные бани.
Однако куда большую проблему для
якудза представляет японский экономический кризис, начавшийся в
начале 1990-х и продолжающийся до сих пор. В результате его страдает
и бизнесы якудза, потихоньку сжимающиеся в размере. Многих якудза
низшего звена даже увольняют с работы, что становится для них сущим
бедствием - ведь ничего другого они делать не умеют.
Тем не менее, хотя отдельные якудза
и несут жизненные и финансовые потери, нельзя сказать, что сама их
система обречена. К сожалению, пока существует нелегальный бизнес и
пока государство не способно полноценно защищать бизнес легальный,
для организованной преступности всегда найдется лазейка.
Источник: magazine.animeshiro.lv
|