Костюмированная игра" — так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин "cosplay"(Costumed Play) . В первом приближении многие склонны относить косплей к бал —
маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению,
что аниме — это «японские мультики «, а манга — «детские комиксы «.
Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но
существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но
каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и
понятной форме.
Косплей — это своеобразный «театр «персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно,
самурайские доспехи и т. д.) . Иными словами, традиционное определение
косплея подразумевает исключительно японский антураж.
Зарубежные косплееры утверждают : «Ты
должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего
персонажа, ты — это он! “. Это утверждение звучит категорично, но в
нем, по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное
соответствие своему персонажу, желание «вызвать «его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.
Косплей
в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной
взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными
словами, фэндомом) . Так как аниме — фэндом не всегда воспринимал
косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов
и мастерство постановки у представителей ролевого движения.
Во второй половине 1980- х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей — конов ),
а также в виде секций косплея на крупнейших аниме — конах. Являясь по
сути дела фэнским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий
оттенок с появлением фирм — производителей костюмов и атрибутики для
косплея.
В
свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры
и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях
видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на
кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме.
Российский
косплей все еще находится в стадии зарождения, и существует в основном
на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными
усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают
атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления
качественного костюма порой выступает главной причиной задержки
повсеместного распространения косплея в России.
Эта
проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного
движения. В то же время нередко сказывается историческая разобщенность
российского аниме — фэндома и участников ролевых игр на местности.
Представители ролевого движения, как правило, непосредственно знакомы с
технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики
принимают участие в косплее.
Разобщенность
сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри них.
Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на
минимальный уровень праздничных мероприятий, способных показать
массовость явления косплея и стимулировать энтузиастов.
Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились определенных
успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных
выступлений на городских праздниках, участия в телепередачах.
К
счастью, в аниме — косплее за последнее время наметились существенные
сдвиги, которые не могут не радовать. Повышается и уровень сложности
костюмов, и уровень организации косплей — вечеринок … Не исключено, что
мы находимся на грани большого косплеерного прорыва. Важно лишь, чтобы
развитие было поступательным, а обмен опытом — постоянным. В противном
случае «новые люди «обречены повторять сделанные первопроходцами ошибки.
©Олег Савицкий и Борис Иванов
Источник: www.cultline.ru
|